Экономический упадок представляет собой весьма болезненное состояние для конкретных компаний и экономики страны в целом. Особого внимания заслуживает такой вопрос, как развитие предприятия в кризис. Ведь если он затронет ту или иную фирму, она не сможет работать стабильно и непрерывно, что так или иначе приведет к убыткам.
Прежде чем рассматривать особенности развития предприятия в кризис более детально, стоит понять, что же представляет собой этот термин, и какие трактовки он имеет. Говоря простыми словами, это нарушение имеющегося баланса (равновесия), разрушение отношений в области экономики или их недостаточно хорошее состояние, критическое положение граждан и предприятий.
В качестве отличительной черты любого кризиса выступает отсутствие достаточного количества времени на принятие адекватных решений. Такое ограничение связано, в первую очередь, с плохим состоянием экономической картины организации и необходимостью срочного принятия решения конкретной проблемы. Если этого не сделать, положение усугубится.
В микроэкономике широко применяется понятие «кризис предприятия», речь идет о комплексе процессов и явлений, ставящих существование компании на рынке под угрозу, не говоря уже о ее дальнейшем росте. Это могут быть несущественные помехи в цикле производства или отношениях с контрагентами, а также крупные неурядицы. В любом случае кризис никогда нельзя спланировать, и его никто не хочет. Ведь он влечет за собой возможное банкротство фирмы.
Изучая такой важный момент, как развитие предприятия в кризис, стоит учесть, что далеко не сразу после появления он наносит ущерб экономике фирмы. Условно кризисное явление не зависимо от нюансов его происхождения можно разделить на несколько последовательных этапов.
Только выявив природу явления, можно говорить о дальнейшем развитии предприятия в кризис.
Структурные сдвиги в экономике могут происходить в связи с различными обстоятельствами. Для современной России чаще всего характерны следующие причины:
Только после устранения всех этих моментов можно говорить о развитии предприятия в кризис.
На сегодняшний день специфика развития предприятия в кризис на территории Российской Федерации имеет свои особенности. Дело в том, что сложившаяся ситуация весьма непроста и к тому же противоречива. Тем не менее, рассматриваемый процесс считается закономерным, по крайней мере, для капиталистической экономики. Есть вероятность перехода всей страны к другой экономической системе.
К 2015 году в развитии экономики РФ был достигнут успех, ведь национальную систему удалось модернизировать, и она обрела два фундаментальных свойства, выгодно отличающих ее от других механизмов:
В связи с этими обстоятельствами у России появился шанс реального преодоления кризиса, в том числе многочисленных внешних проблем, для обеспечения дальнейшего динамического развития. Тем не менее, специфика рынка такова, что он имеет некоторые отрицательные стороны, негативно влияние на развитие предприятия в кризис:
Если в процессе развития предприятия в кризис учесть все эти моменты, можно легко и быстро достичь оптимальных результатов в виде повышения конкурентоспособности, спроса на продукцию, роста импортозамещения. Все это положительно повлияет на экономическую политику страны, и тому есть несколько логичных объяснений:
Так, развитие предприятия в кризис обязательно предполагает формирование благоприятной среды для совершенствования бизнеса. Ведь сегодня капитал является мобильным, и за него вынуждены «бороться» очень многие страны.
Развитие предприятия в кризис невозможно без налаживания процессов управления им. По этому вопросу на сегодняшний день есть несколько точек зрения. Кто-то считает, что принятие антикризисных мер эффективно и целесообразно лишь при угрозе ликвидации, то есть на последних стадиях. Но опытные эксперты рекомендуют диагностировать проблемы на ранних этапах, чтобы предотвратить негативные последствия.
Главная задача любого управленца заключается в том, чтобы обеспечить следующую ситуацию: финансовые трудности непостоянны, а временны, и их можно решить. Также важно учесть факторы, которые зависят либо не зависят от действий руководства. Эффективными станут мероприятия по краудрекрутингу, idea management (сбор идей) и анализу поступивших предложений по выходу из кризиса от лучших сотрудников фирмы.