Инновационная деятельность представляет собой целый комплекс мероприятий научного, технологического, организационного и, конечно же, финансового характера, направленных на получение от имеющихся знаний прибыли. Для ее увеличения используются также прогрессивные технологии и предметы передового оборудования. Вследствие ведения такой работы появляются новые или дополнительные товары или услуги, обладающие особыми качествами.Наряду с этим инновационную деятельность можно определить как работу с инновациями. Речь идет о таких этапах, как их создание и освоение, последующее распространение и практическое применение. Текущими и стратегическими вопросами в данном направлении занимается инновационный менеджмент. Чтобы обеспечивать достаточное финансирование, создаются специальные венчурные фонды.
Виды инноваций
Инновационная деятельность направлена на применение результатов научных исследований в коммерческих целях, то есть для максимизации прибыли. С грамотной организацией процессов не составит труда расширить и обновить номенклатуру, повысить качество производимой продукции, а также товаров и услуг. Специалист, грамотно задействующий этот ресурс, сможет легко усовершенствовать производственные технологии и внедрить их во все процессы предприятия, чтобы эффективно реализовать товары и услуги в России и на зарубежных рынках.
На сегодняшний день инновационные ресурсы представлены в следующих разновидностях:
- технические направления образуются при изготовлении продуктов, обладающих новыми или какими-то улучшенными характеристиками;
- технологические – дают о себе знать вследствие использования более совершенных методик изготовления продукции;
- организационно-управленческие имеют тесную и непосредственную связь с процессами, посвященными оптимальной организации создания, транспортирования, реализации, снабжения;
- информационные способствуют решению задач, связанных с оптимальной организацией потоков информации в научно-технической сфера, повышением актуальности и достоверности данных, оперативности их получения для практического применения;
- социальные используются для улучшения трудовых условий и решения основных задач в области зравоохранения, культуры, образовательной деятельности;
- продукт-инновация имеет тесную и непосредственную связь с созданием и внедрением нового продукта;
- процесс-инновация предполагает разработку и практическое применение улучшенных действий по оптимизации производства – оборудования и технологий;
- инновация услуг связана с взаимодействием между собой субъектов этой деятельности;
- кадровые новшества – целевые мероприятия по повышению способности сотрудников решать задачи эффективно и быстро;
- финансовые инструменты предполагают формирование новых технологий для максимизации прибыли;
- экономическая инновация подразумевает улучшения в сфере бухгалтерии и финансов.
Таким образом, инновационная деятельность представлена в большом количестве разновидностей, и это далеко не все ее направления.
Жизненный цикл новинки
Любая инновационная деятельность предполагает принятие во внимание такого термина, как жизненный цикл инновации. Под ним принято понимать отрезок времени, который проходит с момента зарождения нового решения до его практического воплощения и последующего морального устаревания изделия, включая снятие с производства. Говоря простыми словами, можно выделить несколько важнейших этапов развития и исчезновения продукта.
- Фундаментальные исследования. Ознакомление с теоретической базой и практическим опытом, полученным преимущественно за рубежом. Составление прогнозов касательно эффективности разработки.
- Прикладные исследования. Улучшение существующих и формирование новых способов и средств выполнения конкретных действий на производстве. Сюда же относится проведение работ по созданию методологии, патентов, лицензий, технических инструментов.
- Конструкторские разработки. Создание образцо для создания продукции с нуля или ее модернизации. Разработка сопутствующих документов на опытные партии. Испытательные мероприятия.
- Технологическое освоение. Это целый перечень мероприятий в инновационной деятельности, направленных на создание новых веществ или материалов, а также процессов. Все это сопровождается подготовкой сопутствующей документации.
- Маркетинг. Деятельность, направленная на продвижение товара или услуги на рынке для оповещения потенциальных потребителей об их существовании и увеличения объема продаж. Комплекс рекламных работ включает в себя подготовку кампании, реализацию идеи и получение результата. Он проводится заблаговременно, до момента поступления продукта в продажу.
- Производство. Изготовление продукции с учетом заранее разработанных норм и стандартов, с применением прогрессивного оборудования и передового опыта лучших работников.
- Эксплуатация. Ввод объекта в эксплуатацию после тестирования (апробирования). Выявление положительных и отрицательных моментов, принятие мер по устранению недочетов и совершенствованию имеющихся преимуществ.
- Модернизация. Улучшение характеристик имеющегося продукта для их обновления и соответствия потребностям потенциальных и существующих клиентов.
- Утилизация. Ликвидация остатков продукции, особенно, если она больше не пользуется спросом и требует полноценной замены.
Как можно заметить, инновационная деятельность обширна и многогранна. Прежде чем осуществлять ее, необходимо выполнить комплекс подготовительных работ.
Структурные особенности
Структура инновационной деятельности достаточно обширна и разнообразна. она включает в себя несколько элементов одновременно, в итоге они складываются в единую систему и эффективно взаимодействуют между собой.
- Нормативно-правовая база. Во внимание принимается степень участия в процессе государственной стороны, которая, в свою очередь, определяет общие правила и формирует законодательную среду, политику в рассматриваемой сфере, программы по совершенствованию сложившейся ситуации.
- Субъекты. К ним можно отнести институты, деятельность, которая направлена на организацию исследований, вузы, научные центры. В России присвоением соответствующего статуса занимается научная организация, обладающая уникальным оборудованием, работниками и признанием на международном уровне.
- Объекты. Это комплекс ресурсов, которые необходимы субъектам инновационной деятельности, чтобы те могли ее осуществлять. Чаще всего это услуги производственно-технологического, кадрового, консалтингового, информационного характера. Немаловажную роль играет предоставление финансирования, помощь в сбыте.
Таким образом, инновационная деятельность имеет весьма обширную структуру, каждый ее элемент должен обязательно учитываться в ходе ее осуществления.
Как улучшить инновационную деятельность в конкретной отрасли и компании?
Чтобы инновационная деятельность приносила фирме и отдельным работникам удовольствие и стремительно приводила к желаемому результату, необходимо принять комплекс мер по ее совершенствованию. Они направлены на решение следующих задач:
- учет специфики конкретного государства и определенной отрасли;
- применение зарубежного опыта;
- ознакомление с теоретической базой;
- следование законодательным нормам;
- составление четкого подробного плана действий;
- регулярное прогнозирование результатов;
- сопоставление факта с запланированными показателями;
- непрерывное финансирование.
Только при учете всех этих моментов инновационная деятельность может стать действительно полезной. Проводя комплекс последовательных мероприятий, компания вправе рассчитывать на рост, по крайней мере, в долгосрочной перспективе. Если хочется достичь желаемого результата как можно быстрее, необходимо вывести управление инновациями на новый уровень, то есть задействовать высококвалифицированных кадров, проводить для них обучающие мероприятия, в том числе за границей, создавать комфортные условия труда.