В начале XXI столетия, когда инновационные технологии и, в особенности, интернет получили широкое распространение, менеджмент промышленных организаций получил множество новых механизмов и инструментов, позволяющих увеличить эффективность деятельности предприятия, его доходность и конкурентоспособность. Одним из таких инструментов стали краудсорсинг сайты, использующие потенциал огромной массы людей различных специальностей, навыков, талантов и идей для решения разноуровневых задач.
Понятие "краудсорсинг" явило себя миру относительно недавно - в 2006 году. Писатель Джефф Хау опубликовал в журнале "Wired" статью, раскрывающую преимущества передачи некоторых задач за пределы компании. Особенность состояла в том, что вопросы не делегировались конкретным дорогостоящим специалистам, а представлялись в открытом доступе неограниченному числу людей, мотивированных идеей, а не оплатой: люди предлагали свои варианты решений на безвозмездной основе или за минимальную плату.
На практике краудсорсинг сайты существовали и ранее, в описываемой статье появился конкретный термин. "Крауд" (crowd) - означает "толпа", "сорсинг" (sourcing) — переводится как "привлечение ресурсов".
Самым широко известным ресурсом, работающим по технологии краудсорсинга, стала всемирно известная и самая популярная онлайн-энциклопедия "Википедия". Миллионы людей по всему земному шару создают этот ресурс на некоммерческой основе, а по четкости данных и оперативности устранения ложной информации "Википедия" затмевает даже самые серьезные коммерческие проекты, такие как энциклопедия "Британика".
На Западе механизм организации бизнес-процессов, подразумевающий массовое решение разноплановых задач, приобрел популярность ранее, чем в России. Некоторые сайты по технологии краудсорсинга работают уже несколько лет, реализуя поток проектов один за другим. Среди них наиболее распространены программы голосования, выдвижения и обсуждения идей, конкурсные платформы, вопросы микро-уровня, базы проработки и внесения поправок в новые документы.
Наиболее крупными среди действующих зарубежных краудсорсинг сайтов являются следующие представители:
Краудсорсинг в России только начинает набирать массовую популярность, но в отдельных сферах уже нашел свою аудиторию. Имея ряд достоинств, таких как доступность, масштабность и легкость в использовании, он уверенными темпами охватывает все больше сфер. Примерами действующих платформ являются следующие ресурсы:
Техники краудсорсинг сайтов вошли на российский рынок управленческих механизмов сравнительно недавно, но успели занять свободные ниши крупных компаний. Развитие данного феномена предопределено популярностью онлайн-сервисов современного мира, что дает фирмам возможность получать свежие мысли талантливых людей со всего мира, а участникам данных проектов - реализовывать свои инновационные идеи в масштабах исполинских фирм и движений.